Перейти к основному содержанию
Онлайн-кабинет Игоря Василевского

Религиозная жизнь Китая и китайского буддизма в частности невероятно богата. В ходе многочисленных дискуссий и даже вооруженных столкновений между адептами различных направлений буддийской мысли возник чань-буддизм. Который получил распространение в Японии (с названием Дзен), Корее (Сон) и Вьетнаме (Тхиен) и постепенно, как и «традиционный» буддизм разделился на несколько школ. Боевые искусства, литература, живопись, архитектура и др.— подверглись влиянию дзен и сами стали способом дзен практиковать.

По преданию, в середине VI века чань-буддизм основал индийский миссионер Бодхидхарма (28-й патриарх буддизма по линии передачи учения от Будды Шакьямуни). Название школы чань — сокращенное чаньна, от санкритского dhyāna, созерцание, медитация, сосредоточение, размышление. В чань причудливо перемешались буддийские представления, даосизм и конфуцианская ментальность древних китайцев. Все дальше распространяясь по Дальнему Востоку, чань впитывал местные традиции, развивался и разветвлялся. Так в Японии на развитие дзен оказал влияние синтоизм. В основе чань-дзен лежит… Впрочем, лучше привести строки, которые приписывают самому Бодхидхарме:

Истина сокрыта вне письма,
В знаках и словах не передать Закон.
К сердцу обратись вовнутрь и вспять,
Чтоб себя постигнув, Буддой стать.

Фактически, это вся необходимая и достаточная теория. Это Ветхий и Новый Завет дзен. Знакомство с другими текстами факультативно, не обязательно и даже вредно (ибо есть риск увязнуть в бесплодном теоретизировании).

Не существует Высшей истины, которую было бы возможно и нужно «узнать». Даже Четыре благородные истины, лежащие в основе буддизма, ценны исключительно как исторический артефакт. Методы дзен направлены на возвращение свежести восприятия мира, устраняя накопившиеся «культурные слои» представлений об этом мире и, особенно, о самом себе. Цель адепта дзен — особое состояние сознания, чувственное переживание, которое можно приобрести исключительно через личную практику и, в первую очередь, практику медитации.

Побочным результатом регулярных медитаций становятся устойчивые изменения на уровне нейробиологии мозга, повышенная стрессоустойчивость, свежесть восприятия, хорошее самочувствие — то, что сейчас модно называть wellbeing.

В разговоре о стресс-менеджменте будет уместно вспомнить легенду о монахах дзенского монастыря Эрин-дзи в провинции Каи. В 1582 г. Ода Нобунага осадил монастырь, в котором укрылись мятежные сторонники Такэда Сингэн. Настоятель монастыря Кайсэн Дзёки отказался выдать беглецов, за что монастырь с монахами был сожжён.

Перед гибелью Кайсеэн сложил стихи:

Нет нужды удаляться в уединение гор и вод,
Чтобы предаться покойному самосозерцанию.
Если дух-разум умиротворен,
Даже пламя покажется прохладным и освежающим. 

Чтобы получить удовольствие от поэзии Мацуо Басё совершенно необязательно разделять дзен-буддийское мировозрение автора. Также и с практиками дзен — можно не знать, в чем различие между Цаодун и Линьцзи, но эффективно поддерживать свое психическое здоровье методами саморегуляции и управления вниманием, отшлифованными последователями дзен.

В первую очередь, это, конечно, регулярные медитации, во вторую, парадоксальные и освежающие тексты: притчи и коаны дзен-буддизма.

x

Психотерапевт Игорь Василевский

Краткосрочная стратегическая психотерапия тревожных и фобических расстройств. Психологическая помощь в сложных жизненных ситуациях.

Контактная информация

Phone/Viber/Telegram: +380 50 77-656-22