Перейти к основному содержанию
Онлайн-кабинет Игоря Василевского

Зависимость от психотерапии — новый вид зависимости?

Две опасные крайности:

  1. считать психическое расстройство чем-то постыдным и не обращаться за профессиональной помощью;
  2. полагать, что только специалист поможет справиться с психологическими сложностями.

Первое приводит к попытке решить проблему самостоятельно, что лишь усугубляет её.
Второе создает новую форму зависимости — зависимость от психотерапии.

Перефразируя приписываемый Фрейду афоризм, иногда насморк — это просто насморк. И не повод для паники.

  • Не каждое телесное или психическое недомогание требует визита к специалисту.
  • Здоровье, в том числе психологическое здоровье не в лечении, а в образе жизни и психогигиене.
  • Психическое расстройство постыдно не более, чем зубная боль.
  • Если самостоятельно устранить проблему не удалось, есть смысл обратиться за помощью.
  • Психотерапия не магия и ни один из психотерапевтических подходов не панацея. Конкретный метод и даже конкретный специалист должны подойти именно вам.
  • Помощь психотерапевта не отменяет самостоятельности, а лишь направляет усилия клиента в нужном направлении.

О «психических заболеваниях»

То, что часто в обиходе называют «психическим заболеванием», таковым не является. Странное для окружающих поведение человека является его способом справиться с проблемой, которая не очевидна извне. Он и сам может не осознавать причину своих трудностей, но инстинктивно ищет решение.

Просить, увещевать и требовать отказаться от неэффективной или опасной модели поведения — это пытаться лишить человека единственного известного ему метода самозащиты.

И кто в этом случае более адекватен?

Психологам не надо верить

Человек, который представляется психологом или психотерапевтом, для людей, поверхностно знакомых с предметом, выглядит знатоком неумолимых законов человеческого поведения и сокровенных тайн человеческой психики. Профессия инженера вызывает меньше пиетета, хотя как раз в его деятельности больше твердых знаний и научно-обоснованных рекомендаций. Но интерес к себе любимому побеждает здоровый скептицизм.

Авторитет специалистов в области человеческой психики придаёт их словам особый вес и воспринимается очень серьезно. Плохо обдуманная или неудачно сформулированная мысль надолго впечатывается в сознание клиента и серьезно влияет на его мысли и поведение. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется».

Следует помнить, что сказанное специалистом относительно проблемной ситуации и ее причин — это его личная гипотеза. Психика человека — территория, на которой все ещё полно белых пятен и сумеречных зон. У меня нет уверенности, что все они будут открыты в обозримом будущем. Как говаривал небезызвестный доктор: «Голова — предмет темный и исследованию не подлежит». Подлежит, уважаемый доктор, но…

В психологию не надо верить, как не надо слепо верить её представителям. Правильный формат взаимодействия: доверять, уточнять, проверять, прислушиваться к себе.

После общения с психологом или психотерапевтом ни у клиента, ни у его близких не должно быть ничего подобного: снижение самооценки, чувство вины, стыда, бессилия, обиды, гнева, враждебности и отчужденности друг от друга.

Напротив, беседа должна зажигать надежду и веру в благоприятный результат.

P. S. Особенно осторожными надо быть с советами телевизионных психологов. Законы жанра требуют простоты и категоричности, иначе не выйдет рейтингового шоу.

Сократовский метод

Майевтика, или метод Сократа — ведение диалога посредством задавания последовательности наводящих вопросов. Отвечая на вопросы, человек самостоятельно приходит к новому для себя знанию. Знанию о мире или о самом себе. Как ни удивительно, но задающий вопросы может сам заранее и не знать решения, поскольку естественным образом не владеет знаниями и опытом собеседника.

Иногда Сократ прибегал к разрушению имеющихся представлений собеседника (сократовская ирония), помогая тому с помощью вопросов осознать противоречия и несоответствия в собственных рассуждениях.

В Древней Греции методу Сократа противостоял подход софистов. Софисты ставили целью убедить в истинности своих идей, в то время, как последователи Сократа совместно искали истину как решение проблемы.

Современные методы психотерапии исходят из активной роли клиента и помогающей роли терапевта. Диалог строится так, чтобы клиент переосмыслил проблемную ситуацию, то, каким образом он невольно ее поддерживает, и какие возможности разорвать порочный круг у него есть.

Современные методы психотерапии, созданные древнегреческим философом Сократом в конце V века до нашей эры.

Риндзай-терапия

Две главные школы японского дзен-буддизма — Риндзай и Сото. Риндзай была первой школой Японии, Сото сегодня является самой массовой. Самая малочисленная — школа Обаку.

В основе любой практики дзен — практика медитации. Главным же отличием Риндзай являются коаны. Коан (от китайского гунъань) — парадоксальный диалог, рассказ или вопрос, не имеющие очевидного логического объяснения. Усилия, направленные на «разрешение» коана, приводят к короткому замыканию в интеллектуальном контуре мозга и ведут к освобождению сознания.

Мой опыт в терапии и мое понимание дзен позволяет говорить, что краткосрочная психотерапия работает и воздействует аналогично дзенским коанам: от переживания к осознанию. В отличие от популярной когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), где осознание предшествует новому опыту.

Мне нравится в шутку называть свой подход и практику риндзай-терапией. Амито Фо!

Обратная сторона тревожности

У любой монеты две стороны. Тревожным расстройствам больше подвержены люди чуткие и эмпатичные. Эта особенность их темперамента и характера — одновременно и угроза, и возможность. Книга Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство» не научный труд, но сборник проницательных наблюдений. Вот, что он пишет о чувствительных натурах:

Если мы обратимся теперь к решению вопроса — в чем именно состоит физиологическое отличие гениального человека от обыкновенного, то, на основании автобиографий и наблюдений, найдем, что по большей части вся разница между ними заключается в утонченной и почти болезненной впечатлительности первого. Дикарь или идиот малочувствительны к физическим страданиям, страсти их немногочисленны, из ощущений же воспринимаются ими лишь те, которые непосредственно касаются их в смысле удовлетворения жизненных потребностей. По мере развития умственных способностей впечатлительность растет и достигает наибольшей силы в гениальных личностях, являясь источником их страданий и славы. Эти избранные натуры более чувствительны в количественном и качественном отношении, чем простые смертные, а воспринимаемые ими впечатления отличаются глубиною, долго остаются в памяти и комбинируются различным образом. Мелочи, случайные обстоятельства, подробности, незаметные для обыкновенного человека, глубоко западают им в душу и перерабатываются на тысячу ладов, чтобы воспроизвести то, что обыкновенно называют творчеством, хотя это только бинарные и квартернарные комбинации ощущений.

Задача не в том, чтобы изменить свою природу, а в том, чтобы научиться жить, извлекая пользу из своих особенностей и управляя связанными рисками.

Строительство мандалы

В тибетском буддизме есть красивый ритуал создания и разрушения мандалы. Мандала — геометрически сложный и изысканный рисунок, символизирующий вселенную.

Создание мандалы из цветного песка продолжается несколько дней. Процесс требует максимальной концентрации и сосредоточенности. Все сложные декоративные элементы монахи создают без предварительной прорисовки.

Мандала является священным рисунком, но после своего создания она разрушается. Ритуал разрушения символизирует непостоянство всего сущего.

Внешне создание и разрушение мандалы — это очень красивый жест. Внутренне — это очень мощная тренировка внимания и самоотдачи. Дон Хуан должен был бы оценить эту практику по достоинству.

Не надо быть буддистом, чтобы попрактиковаться в создании и разрушении мира. И совсем не обязательно создавать рисунок из песка, можно, например, построить замок из спичек. Вы не желаете попробовать?

Преодоление страха смерти

Отношение к смерти — это одна из величайших проблем, с какой непременно сталкивается человек в своей жизни. Однако эта проблема не только не разрешена (в литературе, в искусстве, в философии), но она даже мало продумана. Решение ее предоставлено каждому человеку в отдельности. А ум человеческий слаб, пуглив. Он откладывает этот вопрос до последних дней, когда решать уже поздно. И тем более поздно бороться. Поздно сожалеть, что мысли о смерти застали врасплох.

Примеров спокойного и даже деловитого отношения к смерти можно привести немало.

Однако как же поступали эти люди, чтоб уничтожить страх? Что для этого они делали? Как они добились бесстрашия?

Одна история, с которой я когда-то столкнулся, подсказала мне решение этого вопроса.

Стоит ли доверять советам психологов?

«Психолог имярек сказал: …» Сказанное известным или не очень психологом часто воспринимается людьми без соответствующего образования как истина и объективное знание.

Проблема в том, что, большая часть, того, что говорят и пишут люди, является их личным мнением. В лучшем случае, подкрепленным личным опытом, который, в свою очередь, представляет собой смесь знаний, интерпретаций, искаженных воспоминаний и фантазий.

Особенно осторожным надо быть, слушая психологов, философов и искусствоведов.

За свою жизнь физик Альберт Эйнштейн сделал немало утверждений, соответствующих критериям достоверного научного знания — именно они принесли ему всемирную славу. Еще больше было сказано Альбертом Эйнштейном по вопросам, не связанным с его научной деятельностью. Например, относительно религии или экономики. В этих вопросах мнение великого физика значит не больше, чем мнение любого другого обывателя. Представления Эйнштейна об экономике, кстати, были предельно наивны и поверхностны.

Мнение известной персоны за пределами сферы его профессиональных интересов может быть любопытным, оригинальным, мудрым, мотивирующим, но при этом не более истинным, чем ваше мнение по этому же поводу. И даже то, что является частью его профессиональных знаний, тоже может быть ошибочным. Физик Эйнштейн тоже оказывался неправ.

Психология в силу ряда причин очень далека по своим возможностям описывать и предсказывать реальность, как это делает физика или химия. Результаты и выводы некоторых знаковых для психологии экспериментов не подтвердились в поздних попытках их повторить. Яркий тому пример — нашумевший и часто упоминаемый Стэнфордский тюремный эксперимент ‎Филипа Зимбардо. При первоначальном проведении эксперимента его методология хромала, а исследователь был предвзят.

Так называемая «популярная психология» преимущественно представлена рассуждениями и рекомендациями людей, которые совершенно не знакомы с принципами научного подхода к познанию. Это не означает, что их опыт и советы по умолчанию бесполезны или вредны, но прежде, чем им следовать, стоит удостоверится в компетентности автора и достоверности источника знаний.

Действовать нельзя бездействовать

У традиционной колючей проволоки есть конкурент в виде проволоки-путанки (официально: малозаметное проволочное препятствие, МЗП). Такое ограждение состоит из проволочных самозатягивающихся петель. При попадании человека в МЗП его попытки освободиться силой ухудшают положение, поскольку петли затягиваются ещё сильнее.

Столкнувшись с психологическими проблемами, человек часто ведет себя аналогично пленнику проволоки-путанки: он пытается вырваться из психологической западни, раз за разом повторяя «очевидные» и очевидно неэффективные действия. Действия, которые не просто не устраняют проблему, но усугубляют ее.

В краткосрочной стратегической терапии такие повторяющиеся действия называются предпринятой попыткой решения проблемы (ППР). И первый шаг терапевта после ориентации в ситуации клиента (проблема, цель, ППР) — помочь клиенту разорвать порочный круг.

Подход «Ну ведь надо же хоть что-то делать!» — неэффективен и опасен. Лучше не делать ничего, чем продолжать затягивать петлю.

Подписаться на Психотерапия
x

Психотерапевт Игорь Василевский

Краткосрочная стратегическая психотерапия тревожных и фобических расстройств. Психологическая помощь в сложных жизненных ситуациях.

Контактная информация

Phone/Viber/Telegram: +380 50 77-656-22