Перейти к основному содержанию
Онлайн-кабинет Игоря Василевского

Понять прежде, чем изменить

Первое, базовое, ключевое правило переговорщика: Хочешь кого-то убедить? — Для начала пойми, чего и почему хочет он.

Разобравшись в картине мира визави, сможешь опереться на его желания, подобрать понятные ему слова или — что не исключено — изменишь свою точку зрения.

Соломонова мудрость

В Танахе в третьей главе Третьей книги Царств говорится о том, как к царю Соломону пришли две женщины, которые жили в одном доме. Одна из них рассказала, что они обе недавно родили, но у второй ребенок ночью умер и та, пока все спали, поменяла детей. Каждая из женщин настаивала, что живой ребенок её.

Соломон распорядился принести меч и разрубить живого ребенка пополам, чтобы каждая взяла себе половину. В ответ на царский приказ первая женщина взмолилась не убивать малыша и согласилась оставить его второй. Вторая же согласилась с таким решением, говоря: «Ни тебе, ни мне пусть не достанется — рубите!»

Услышав такое, Соломон приказал отдать ребенка первой женщине, той, что желала младенцу жизни любой ценой.

P. S. Редко когда реальные причины и цели конфликта соответствуют декларируемым. Соломонова мудрость — понимать действительные цели сторон. Особенно свои собственные, если ты сам сторона.

Не позволяй коснуться себя

Часто в ответ на просьбу дать наставление Бокудзю отправлял учеников к реке с заданием: «Возле монастыря течёт ручей. Пересеки его, не позволяя воде коснуться себя».

Ручей был мелкий, но широкий, моста через него не было и никто не мог понять, как решить поставленную учителем задачу. Однажды ученики договорились выяснить, сможет ли с ней справиться сам Бокудзю.

Тот охотно согласился продемонстрировать свое умение проходить через ручей. Он зашел в воду, спокойно прошагал до противоположного берега и вернулся назад. Разумеется, его ноги были мокры. Ученики возмутились: «Вода коснулась твоих ног!»

«Она коснулась моих ног, но не коснулась меня» — со смехом ответил Бокудзю.

P. S. Только мы сами можем позволить чужим словам коснуться себя.

Воскресение через прощение

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Евангелие от Матфея

Религиозные нормы и традиции отражают представления людей их создавших. Среди этих, как правило, крайне архаичных предписаний можно обнаружить и весьма мудрые, например, Прощёное воскресенье у христиан. По обычаю верующие просят друг у друга прощения, чтобы с чистым сердцем начать многодневную подготовку к празднику Пасхи.

Своим появлением эта традиция обязана египетским монахам, которые уходя на время Великого поста в пустыню, прощались, как перед смертью, и просили друг у друга прощения за все вольные и невольные обиды. Гарантии выжить в песках в одиночку никто не давал, и это могла быть их последняя встреча.

Но история не столь важна, важно то, что с точки зрения психологии, это очень мудрый подход — «прощать должникам нашим». Затаенная в душе обида приносит больше вреда не обидчику, а «жертве». Обидчик, возможно, уже давно забыл о случившемся или вовсе не считает себя виноватым.

В нашей субъективной реальности простить означает не столько освободить кого-то, сколько освободиться самому от груза из негативных воспоминаний, «диалогов» с обидчиком, фантазий о возмездии и прочих отравляющих настроение спутников обиды.

И, конечно, мысленное прощение может стать первым шагом к примирению и восстановлению взаимовыгодных отношений.

P. S. Периодически стоит устраивать день само-прощения и прощаться с накопившимся грузом само-обвинений.

P. P. S. Еще одна психологически полезная и некогда религиозная традиция, ставшая светским праздником,— североамериканский День благодарения.

Гуаньлин Инь Си о взаимодействии c миром

Следуй формам вещей вокруг тебя. Будь текуч, как вода, покоен, как зеркало, отзывчив, как эхо, и невозмутим, как тишина. Соединяйся с несогласным, обретай потерянное. Не стремись опередить других, но неотступно следуй за ними.

Дерево и камыш

На дамбе реки стояло крепкое толстое дерево, а по берегам редко рос тонкий камыш.
Дерево очень гордилось своей внушительной внешностью и часто говорило камышу:
— Волнуюсь я за тебя, если поднимется большой ветер, боюсь, тебя вовсе сдует!
Камыш лишь смеялся.
Однажды и вправду налетел сильный ветер и с ревом бросился на дамбу. Дерево боролось изо всех сил. Буря миновала, но крепкое толстое дерево было сломано. Камыш же, несмотря на слабость и миниатюрность, лишь согнулся до земли, а после бури вновь распрямился — безо всякого для себя ущерба.
Упавшее и едва живое дерево спросило в изумлении:
— Отчего меня, такое крепкое дерево, ветер сломал, а с тобой ничего не случилось?
Камыш ответил так:
— Я сознаю собственную слабость, поэтому при приближении сильного ветра я склоняю голову, пропуская его; ты же противостояло ветру с излишней уверенностью в своих силах, поэтому и сломалось.

Басня Эзопа «Дуб и тростник» в пересказе Сюэ Фэй

P. S. Случается, сила оборачивается слабостью, а слабость наделяет силой.

Живая природа птицы

Как-то один человек молился в монастырском дворе перед статуей Будды. Подняв голову, он внезапно увидел, как птица нагадила прямо Будде на голову!
У этого человека тотчас родился вопрос, и он побежал с ним к чаньскому наставнику:
— Обладает ли птица природой Будды?
— Обладает! — ответил наставник.
— Так почему же она испражняется прямо на голову Будде?
— А почему он сам тогда не испражняется на голову птице?

Лучшие притчи дзэн: обычные истории о людях необычайных

P. S. «Обида» и «Оскорбление» — игры для одного. Второй может стать поводом, но не причиной. Причина всегда — дефицит веры и любви. В первую очередь, в себя и к себе. Чем сильнее человек оскорбился, чем интенсивнее его переживание обиды, тем слабее его доверие к себе, своему партнеру, своему богу.

P. P. S. Птицы, обладающие природой будды и Будды, обладающие природой птицы не играют в эти игры. Вот почему.

Спор о слоне

О чем эта известная притча? Об узком взгляде экспертов? О главной причине споров? О том, что в любой притче каждый находит свое?

Одному падишаху некий индийский раджа прислал в подарок слона. И поскольку там, куда он привез слона, его никто никогда не видел, раджа решил сыграть шутку. Он завёл слона в темную комнату и предложил падишаху по очереди направлять в комнату своих советников — мудрецов, чтобы они ощупывали слона и затем, выйдя из комнаты, рассказывали своему правителю, каков же он — этот слон.

Первый советник, выйдя из комнаты, сказал: «О, великий! Слон этот — толстое и высокое дерево». Второй советник сказал: «Нет, великий падишах, тебе сказали неправду. Слон похож, скорее, на большую извивающуюся змею». Третий советник, выйдя из комнаты, возразил: «О, падишах! Зачем ты держишь при себе этих обманщиков? Слон — скорее обычная не очень толстая веревка». Четвёртый доказывал, что слон — плоский и широкий, как лист пальмы. Пятый убеждал, что слон похож на большую и длинную изогнутую кость.

Падишах был в недоумении. И только когда раджа вывел слона на свет, все его увидели, и поняли, что каждый был прав по-своему: кто-то ощупывал ногу, кто-то — хобот, хвост, ухо, бивни. У каждого был свой, но частичный образ слона. И только в целостности получился совсем другой слон…

Закрыться нельзя допустить иное

Борьба с иными, кажется, записана глубоко в программном коде: «Непохожий — чужой — опасный — лучшая защита — это нападение…»

С другой стороны, разнообразие лежит в основе эволюции. Суть научного и технического прогресса в создании нового и нарушении границ устоявшейся «нормы». В динамичной среде система тем устойчивее, чем разнообразнее. Пустое на первый взгляд, в перспективе становится ценным. Возмутительное сегодня — это привычное завтра.

Общаться с похожими, слушать приятное, преследовать отличающихся — обрекать себя на проигрыш. Возможно, не скорый, но неизбежный. Хунвейбины разрушают, поскольку не способны создавать. Толпу хорошо слышно, но в толпе нечего и некого слушать. Сила большинства — сила инерции, чем выше масса, тем меньше осознания, куда, почему и зачем. «Товарищ! Не время думать! Время действовать! Бей чужих, чтобы свои боялись! Не отрывайся от коллектива!»

Возмущение другим, раздражение чужими идеями, страх перед альтернативным видением — это или повод для агрессии или приглашение подумать: «А что если?»

Выигранный спор

В споре побеждает тот, кто в него не вступает:

В двух дзенских храмах было по ученику-ребенку. Один, идя каждое утро за овощами встречал на пути другого.
«Куда ты идешь?» — спросил как-то один.
«Иду, куда ноги несут»,— ответил другой.
Этот ответ изумил первого, и он обратился к своему учителю за помощью.
«Завтра,— сказал учитель,— когда ты встретишь этого мальчика, задай ему тот же вопрос. Он ответит тебе также, и тогда ты спроси: „А если бы у тебя не было ног, куда бы ты шел?“ Это поставит его в затруднительное положение».
На следующее утро дети снова встретились.
«Куда ты идешь?» — спросил первый.
«Куда ветер дует»,— ответил второй.
Это снова привело в замешательство первого ученика и он снова обратился к учителю.
«Спроси его, куда бы он пошел, если бы не было ветра»,— предложил ему учитель.
На следующий день дети встретились в третий раз.
«Куда ты идешь?» — спросил первый.
«На рынок за овощами»,— ответил второй.

101 история дзен

Подписаться на Конфликтология
x

Психотерапевт Игорь Василевский

Краткосрочная стратегическая психотерапия тревожных и фобических расстройств. Психологическая помощь в сложных жизненных ситуациях.

Контактная информация

Phone/Viber/Telegram: +380 50 77-656-22